Слабослышащий ребенок

C возрастом число слабослышащих детей увеличивается — сказываются перенесенные заболевания или лечение препаратами, которые вредно действуют на слух.

Если восстановить потерянный слух нельзя, то глухоту ребенка можно и следует скомпенсировать другими средствами.

Слабослышащий ребенок

Пока растет ребенок, закладываются основы его личности. Через зрение, осязание и обоняние он познает формы и свойства предметов, но только через речь ребенок узнает о намерениях окружающих его людей, оттенках и способах человеческого взаимодействия. Общаясь, он через слова воспринимает чувственные оценки, которые люди не могут передавать другим способом.

Вот почему ребенок, у которого голосовой канал передачи информации выключен, представляет данный мир не таким, как его сверстники.

Здоровый малыш, произнося первые звуки, слышит сам себя и учится разговаривать подражая звукам, которые издают окружающие. Для формирования речи природой отведены краткие сроки: до 4 месяцев ребенок гулит, с пяти — шести месяцев бурно развивается лепет, к году появляются первые слова, а в пять лет речь уже можно считать сформированной.

Для того, чтобы подхватить лепет и успеть поставить речь, в юное сознание обязана течь рекой оперативная информация. Тогда ребенок выучится соотносить слова привет, здравствуй — и улыбку в ответ, слово горячо — и жжение на языке, слово дай!

Если ребенок не слышит всех звуков, и с ним вовремя не проведена особая работа, он либо будет путать, либо вообще не понимать некоторых обычных слов, не сможет читать книги, школьные задачи решать. Понижение слуха окажется барьером в умственном развитии ребенка. Все видели глухонемых людей. Они общаются при помощи жестовой речи. Это не калька с российского языка, а самостоятельный полноценный язык, который может полностью удовлетворить все потребности человека в передаче информации.

Обычный, словесный язык для таких людей — как иностранный, знать который совсем не обязательно. Кроме жестовой речи, есть еще дактилология — прыткое складывание пальцев руки в фигурки,обозначающие буквы алфавита. Следовательно, ребенок, которого научили так разговаривать, будет опираться на нашу речевую базу, а значит, проще найдет всеобщий язык с обыкновенными детьми.

Уверяют специалисты, что общаться ребенок обязан всеми доступнымт ему способами — лишь бы развивалась личность. Но главная задача педагогов — сформировать у него вербальную речь. Цивилизованный мир сегодня не допускает возникновения глухонемых и каждого слабослышащего ребенка обучает вербальный коммуникации. Этим занимаются академические и педагогические организации, проводящие, важнейшую, хотя и невидимую миру работу.

Методики восстановления слуха

Высокого уровня сегодня достигли педагогические разработки, позволяющего овладевать обычной человеческой речью детям с любой степенью понижения слуха.

Для того, чтобы обучить ребенка чему бы то ни было, следует создать ему условия для личной мотивации, подтолкнуть к развитию в нужном направлении.

Если ребенок не чувствует речи, у него нет и потребности в речевом общении. Становится ясной одна из первых задач педагогов: создать ему условия, чтобы он мог услышать себя и заинтересоваться звуками. Восстанавливаются способности  слышать слухопротезированием.

В России слабослышащим детям государство выдает слуховые аппараты, но, к сожалению, в большинстве случаев их возможности оставляют желать наилучшего. Подобной аппарат усиливает все звуки без разбора, и получается эффект мегафона — мир только оглушит ребенка, который будет стараться избавиться от этого препятствующего ему приспособления. Акустический аппарат обязан максимально учитывать индивидуальные особенности потери слуха, усиливая только выбранные частоты. Верно подобранный и настроенный, он даст ребенку возможность четко расслышать и чужую речь, и собственную свою. Обязательно нужно, чтобы ребенок слышал не только контуры слов, но и как можно точнее разбирал их структуру.

К неправильному произношению приведет искаженное восприятие.

Инновационные слуховые аппараты, созданные по последнему слову техники, настраиваются при помощи компьютера. Однако просто купить акустический аппарат в коробочке и принести его ребенку — не решение проблемы. К сожалению, довольно часто даже очень неплохой слуховой аппарат, установленный неквалифицированными инженерами, оказывается пустой тратой времени и денег. Раздражает аппарат, а помощи от него никакой, ребенок не может к нему привыкнуть и часто снимает.

Обучение слабослышащего ребенка.

Последующий этап — обучение ребенка со сниженным слухом. Результат радикально зависит от его персональных способностей, от того, нет ли у него добавочных отклонений в развитии.

К сожалению, слишком много детей, тяжелых не столько по беспристрастным причинам, сколько по вине родителей. Ведь именно от них зависит, насколько систематично будет выполняться персонально разработанная программа обучения, вовремя ли подберут ребенку подходящий акустический аппарат, как рано начнется корректирующая помощь, сколько будет поймано уходящего бесценного времени.

Дети, к которым родители довольно вниманы, имеют шанс неплохо учиться в школе, не отставая в развитии от сверстников. Но тут родителей постоянно подстерегает заблуждение: учиться с ребенком — не означает оберегать его от трудностей при общении со слышащими сверстниками.

Ребенок, который проходил воспитание в особом детском саду, где собрали детей с нарушенным слухом, порой, в среде нормально слышащих детей, не может самостоятельно выбрать себе партнера по играм. Если же у ребенка вовсе нет опыта общения со слышащими детьми, он избирает из группы не того мальчика или девочку, которые ему понравятся больше, а своего, т.е со слуховым аппаратом. В коллективе своих ребенок может обладать высоким авторитетом, который он сразу же теряет, приходя в коллектив слышащих детей.  Можно предположить, что это будет способствовать развитию у него решительных качеств, но, обычно, такой ребенок неуверенно стоит в сторонке и ожидает, когда сможет поиграть со своими.

Таким образом, потеря слуха формирует новый социальный мир, отдаленный от мира здоровых людей. Это, конечно, хорошо, так как сплоченность и солидарность имеет большое значение. Но «свой» коллектив не только помогает, но и мешает. Например, мешает ребенку получить навыки общения со слышащими сверстниками, которые ему очень понадобятся.

Поэтому сегодня педагоги стремятся создавать в детских садах смешанные группы, где на 6 — 8 слышащих детей приходится 4 — 5 детей с нарушенным слухом. Они вынуждены «подтягиваться» до общего уровня, а слышащая среда им в этом помогает.

Родители здоровых детей сначала не знали, как относиться к таким экспериментам, но потом поняли, что их детям достаются не только высококлассные воспитательные кадры, но и бесценный социальный опыт. Общеизвестно, что в таких смешанных классах дети вырастают более добрыми и отзывчивыми.

Существуют также специальные школы с дополнительными возможностями, где дети получают в полном объеме классическое образование. Только обучение длится на один-два года дольше. Детям со сниженным слухом учиться в таких школах относительно легко, главным образом потому, что они не чувствуют себя одинокими.

Все же ребенка стоит готовить к обучению в коллективе слышащих детей, где он может оказаться единственным, кто носит слуховой аппарат. Правда, всегда можно перейти в специальную школу, но у семьи должен быть выбор. В обыкновенной массовой школе учиться трудно. Учителям на «особенного» ребенка нужно тратить больше времени, уделять ему особое внимание, — естественно, за счет других учеников. А почему они должны страдать? Дети жестоки — не справился, не доказал, что ты полноценный член коллектива, — выставят «белой вороной».

Поэтому так важно помочь ребенку на хорошем уровне овладеть устной речью и обеспечить его подходящим слуховым аппаратом, который бы максимально задействовал остаточный слух. Немаловажно также психологически подготовить его к взаимоотношениям со здоровыми людьми, не делающими никаких скидок. Получать знания и навыки — дело хорошее, но нельзя упускать главного.

Нельзя допустить развития у ребенка интернатского комплекса — «я инвалид, и все окружающие мне должны». Независимо от степени справедливости этой установки, ребенок должен научиться обходиться без нее, иначе дистанция между ним и окружающими будет увеличиваться. Помочь в этом должны дошкольная подготовка, хорошо поставленная речь, общая развитость и правильно подобранный слуховой аппарат. Если и выделяться из толпы, то разве что яркостью натуры!

Реклама:

Related posts:

Выскажите своё мнение

*

*